Специфика формирования структуры семейных ценностей детей, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра

Семья выполняет одну из определяющих ролей, которую невозможно компенсировать другими социальными институтами. Она занимает одну из ведущих ролей по развитию умственного потенциала ребенка, влиянию на его отношение к обучению, определяющие в частности её успешность. На каждом этапе социализации потребности, интересы, интеллектуальный уровень семьи, влияют на интеллектуальное развитие каждого члена семьи, стремление к развитию. Огромное значения имеет семья как механизм передачи социальных норм, которым в процессе воспитания обучается ребенок. Первым коллективом для ребенка становиться семья, там он развивается, в него закладывается основа будущей личности. Она имеет множество возможностей для непрерывной, интенсивной коммуникации ребенка с взрослым. Оптимальные внутрисемейные отношения дают ребенку пример для будущих взаимоотношений и семенной жизни, развивают характер, формирует семейные ценности, которые содержат социально-нравственное основание, создают структурную модель культурного досуга.

Наибольшее влияние на развитие личности оказывает уклад жизни семьи, принятые традиции, а также условия воспитания в семье, все это в целом создает для ребенка микроклимат и среду, в которой он может раскрыть свои социально полезные навыки. Здесь семья является основным звеном единого воспитательного процесса, который развивает ценности. Во всем выше изложенном заключена уникальность семьи как института первичной социализации, где развиваются представления о социальных ролях всех членов семьи, их функциях.

Эти представления у подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра, значительно деформированы из-за того, что в большинстве своем воспитанники дезадаптированы и имеют негативный опыт семейной жизни. Поэтому им приходить создавать собственный образ той или иной, семейной роли, который зачастую неверен. Чтобы такие подростки естественно входили в систему социальных отношений необходимо проводить специальную работу, которая будет обеспечивать усвоение комплекса социальных ролей и семенных ценностей Поэтому проблема данного социологического исследования заключается в изучении структуры ценностей детей, которые находятся в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Компоненты семейных ценностей можно выделить по выполняемым семьей социальным функциям:

Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей.

К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.



К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.

Из экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя.[6]

Для исследования данной темы был выбран метод анкетирования. На данном этапе анкетирование имеет существенное преимущество: на него затрачивается меньшее количество времени, чем интервью, есть возможность опросить большое количество респондентов за короткий срок, выдерживается требование анонимности ответов, что повышает их достоверность, так как на респондента не влияет присутствие интервьюера. При этом анкета дает четкое представление о семейных ценностях благодаря четкой структуре анкеты, которая разделена на блоки.

Целью данного социологического исследования будет являться изучение совокупности интегрирующих и дифференцирующих социальных ценностей данной группы детей, чтобы спрогнозировать и скорректировать процесс развития системы ценностей.

Объектом исследования выступают семейные ценности, сформированные у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Предметом являются представления подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра, о роли и значимости семейных ценностей в их жизни.

В соответствии с целью можно выявить следующие задачи:

1. Выявить какое место семейные ценности занимают в иерархии ценностей данной группы детей;

2.Выяснить наиболее важные ценности семейной жизни (традиции, любовь, поддержка);

3. Рассмотреть представления воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности;

4. Изучить какие отношения молодые люди хотели бы иметь с родителями после создания своей семьи; должны ли они участвовать в воспитании детей;



5. Разработать программу по формированию у воспитанников учреждения семейных ценностей и подготовки их к будущей семейной жизни.

Гипотезой нашего исследования является утверждение, что представления о семейных ценностях у воспитанников социально-реабилитационного центра будут слабо сформированными, деформированы или вовсе отсутствуют.

Генеральная выборка – воспитанники Ворошиловского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Выборочная совокупность составили воспитанники Ворошиловского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 73 человек. Выборочная совокупность выполнялась случайно простой выборкой, где отбор единиц в выборочную совокупность производился напрямую из всех единиц генеральной совокупности в виде случайного отбора, при котором каждой единице генеральной совокупности обеспечивается одинаковая возможность быть выбранной.

Для проведения исследования была составлена анкета из вопроса. Порядок задаваемых вопросов был составлен с учетом разделения анкеты на блоки: сначала в анкете идут вопросы, связанные браком, далее с иерархией ценностей и места семейных ценностей в ней, затем вопросы, связанные со стилями воспитания, образом будущей семьи, отношений в ней. Для реализации исследования необходимо пройти следующие этапы:

1. Составление программы исследования

2. Проведение социологического исследования.

3. Обработка полученных данных

4. Выработка рекомендаций на основе анализа проведенного исследования и обработанных данных, которые будут являться основой социального проекта.



9302826114982140.html
9302874459320300.html
    PR.RU™